Моя подготовка к первому сезону карповой ловли носила почти школьный характер. Вообще я больше люблю читать и искать, чем спрашивать у знакомых или на форумах, поэтому, перед тем, как попытаться впервые осознанно поймать карпа на волосяную оснастку, я пересмотрела основательное количество обучающих и развлекательных фильмов и прочитала немало специальных статей и книг. Все они давали красивую и стройную картину том, как это должно быть правильно.
Задолго до начала нового сезона я присмотрела два пруда, где намеревалась начать практиковаться в карпфишинге, в надежде поймать своего первого карпа на «волос». Установки на трофея и близко не было: карп размером десять килограммов казался чем-то фантастическим. Мне бы хотя бы «трешечку» поймать. С такими мыслями я отправилась на пруд, который в дальнейшем очень мне полюбился.
Я знала, что дно на этом пруду преимущественно илистое, глубина ила разная. Также я знала заранее, что все почему-то забрасывают оснастки под противоположный берег, но что там и почему именно там должна ловиться рыба, мне заранее известно не было.
Итак, зная о том, что дно илистое, я заранее приобрела подходящий к данному случаю поводковый материал черно-серого цвета в оплетке, крючки 6 размера формы Curvе Shank с тефлоновым покрытием, и плоские грузила. Выбор формы крючков был обусловлен нежеланием использования термоусадочной трубочки: мне и сейчас кажется, что без нее можно вполне обойтись, и чем меньше составляющих у оснастки, чем она проще, тем лучше. Монтаж – безопасная клипса (цвет конусов и самой клипсы тоже учитывался). Я планировала использовать насадки нейтральной плавучести: пара зерен кукурузы в сочетании с зерном искусственной силиконовой плавающей кукурузы, разрезанные напополам бойлы 14 мм плавающие и тонущие, половинки, соединенные в одну насадку. Я буду называть ее в дальнейшем «снеговиком», хотя это не очень корректно в отношении вплотную соединенных друг с другом «половинок» бойлов равного диаметра. Поводок длиной около 30 см. Монтажи для чистых поп-апов я тогда не делала, так что не могла еще более правильно подойти к вопросу, сделав монтаж с ярким небольшим поп-апом на крючке 8го размера, который приподнимался бы надо дном на 2-3 см. Речь идет о ловле в апреле-мае.
В таком начальном «всеоружии» я впервые приехала на пруд, и действительно поймала несколько рыб небольшого размера. Счастью не было предела: первые карпики на волосяную оснастку и бойлы!
Первый карпик, пойманный на бойл
Через пару недель я вернулась на то же место, и укрепилась в вере в свою презентацию насадки и ее тип: половинки бойлов, плавающего и тонущего, зерна в комбинации с плавающей искусственной кукурузой.
Однако охранник пруда, в то же время – любитель карповой ловли, в беседе сказал мне, что донные насадки здесь работают лучше.
Я решила прислушаться к совету и попробовать использовать одиночный донный бойл. Пару часов я наблюдала за безмолвием сигнализаторов, пока с соседнего сектора ко мне «в гости» не пришел более опытный рыбак, и не сказал, что я делаю все неправильно. «Наверное, охранник просто знает место без ила», - сказал этот рыбак, - «Нужно ставить половинку тонущего и половинку плавающего бойла». «О!» - ответила я, - «Так я все и делала, все очень правильно, пока меня не сбили с толку». И снова стала использовать «снеговик», только вера моя в него укрепилась еще больше. Тогда мне снова удалось заработать поклевку небольшого карпа, который показался мне очень большим: это был первый карп весом два килограмма шестьсот граммов, борьба с ним показалась мне чем-то фантастическим с учетом, что раньше я ловила максимум килограммовых карпов на поплавочную удочку, да и мои первые карпики, пойманные на волосяную оснастку, не превышали весом килограмм-полтора. Была еще одна поклевка крупного карпа, с которым я не смогла справиться в процессе вываживания. И снова на «снеговик!»
Плавающие и тонущие бойлы для снеговика
Отныне донные бойлы были, как мне казалось, навсегда отправлены на «лавку запасных».
Маркерное удилище дало мне ответ на вопрос, почему же все располагают свои оснастки под противоположным берегом. Как выяснилось, дно около берега на противоположной стороне твердое, глинистое, а метрах в 3-5 оно переходит в илистое дно. Я ловила на участке ила в метре-двух от места перехода в другую структуру дна. Мне казалось, я нашла ответ на свой вопрос: они используют донные бойлы на твердом участке дна. Все очень понятно. Я ловлю уже в иле (не потому что мне так особо хотелось, а потому что до твердого участка я тогда просто не добрасывала), поэтому у меня работают снеговики. Вот и хорошо.
На майской рыбалке на этом пруду, используя снеговик, я поймала своего первого трофейного карпа, – вес его составил 11 кг 800 граммов. Мы сделали с десяток фотографий этого карпа, из которых сложно было выбрать хотя бы одну – улыбка до ушей и безумный взгляд – реальное отражение захлестнувших в тот момент эмоций.
Первый трофей 11,8 кг. Rod Hutchinson Mulberry Florentine 14mm ½ донный, ½ поп-ап
Придя к таким выводам, я временно оставила ловлю на этом пруду, перебравшись на другой, который захватил меня процессом борьбы с коряжником. Туда я ездила на протяжении месяца, ловила на снеговики, которые объективно работали лучше, чем донные насадки. Дно там тоже было илистым. Борьба с коряжником была непростой и все-таки завершилась поимкой еще одного карпа весом 11 кг 800 граммов. Но это совсем другая история.
Итак, через месяц я вернулась на свой первый пруд, помня об участке твердого дна под противоположным берегом, бровке, иле, работе снеговиков на иле, ловле на чистые поп-апы (к этому моменту я уже использовала оснастки с поп-апами).
Я установила оснастки с чистыми поп-апами, приподнятыми надо дном на 1,5-2 см. Заранее скажу, что за два последующих месяца рыбалки на этом пруду я на каждой из них пробовала ловлю на поп-апы 10 мм, и поклевка случилась лишь однажды. Поп-апы, вопреки всем правилам, никак не хотели работать. Я смирилась с этим фактом, хотя очень хотела «разловить» эти насадки, которые на других прудах у других рыбаков работали очень хорошо.
От поп-апов я отказалась: лучше всего уходить от правил заставляет бесклевье. Снеговики работали. Но попытка поставить чисто донный бойл, и не в области перехода твердого дна в ил, а метрах в двадцати от него, дальше от того самого противоположного берега, привела к неожиданному успеху. На донный бойл, одиночный, 18 мм диаметром, расположенный среди глубокого ила, клевало значительно чаще, чем на снеговик с поп-апом, и чаще, чем тогда, когда оснастки были выдвинуты ближе к границе перехода или расположены на участке твердого дна. Неправильная точка (сплошной ил и никаких особенностей), с точки зрения классических правил карпфишинга, и неправильная презентация насадки, давали лучший результат, чем тактика, когда все было сделано по правилам.
Зеркальный карп 11,2 кг, донный бойл Dynamite Source 18 mm
На этом пруду я неоднократно в дальнейшем применяла эту тактику, и в конце сезона уже почти полностью отказалась от использования в этих условиях как насадок с нейтральной плавучестью, так и поп-апов. Лучшей презентацией оказалась донная насадка, лучшей точкой – уход в глубь водоема, дальше от бровки. Три или четыре рыбалки я провела в двух секторах, расположенных по соседству, и неоднократно простукивала их маркером – там не было ничего, никаких значительных перепадов глубин, никаких особенностей рельефа. Только бровка в нескольких метрах от противоположного берега, и участок твердого дна, примыкающий непосредственно к дальнему берегу.
Означает ли это, что теперь я, в противоположность тому, как в самом начале стремилась следовать всем правилам, буду стремиться их отрицать? Нет. Думаю, всему есть свое объяснение, однако невозможно заранее стопроцентно просчитать любую ситуацию. Потому что ситуаций великое множество, и вариаций ее составляющих – тоже. Часто какие-то вещи становятся ясны постфактум, а какие-то так и остаются загадкой. И разве не в этом заключается одна из тех вещей, которыми покоряет карпфишинг – непредсказуемость?
В данном случае я попыталась найти объяснение. Пруд, где я ловила, является коммерческим водоемом, рыба питается там в основном прикормкой, которую высыпают в воду рыбаки. Это килограммы зерновых, бойлов и пеллетса. Рыба там подвержена очень серьезному прессингу, многие трофейные карпы вылавливались по нескольку раз, и уже ощутили в своем теле рыболовный крючок. Как известно, в ситуациях прессинга рыба становится особенно осторожной. С учетом, что на этом пруду кормят часто ковровым способом с лодки, видимо, рыба просто привыкла выкапывать из ила погрузившиеся туда в большом количестве частицы и бойлы. Скорее всего, для нее это стало нормальным способом находить пищу. По всей видимости, выделяющийся на фоне прикормочных бойлов и зерновых нейтральный снеговик может настораживать запрессованного карпа и давать ему сигнал опасности, в то время, как пролежавший не один час в иле донный бойл ничем не отличается от его повседневной пищи и с опасностью не ассоциируется. Так же результативность ухода от бровки, видимо, может объясняться рыболовным прессингом, поскольку многие рыбаки выбирают в качестве точки лова этот твердый участок дна либо бровку.
Почти невозможно учесть совокупность всех внешних факторов, которые воздействуют на рыбу и влияют на ее пищевое поведение, на то, где именно и как она будет кормиться в данный момент времени. Каждый пруд индивидуален, и знание особенностей конкретного водоема – видимо, и есть ключиком к успешной ловле на нем. А эти знания дает только время, проведенное непосредственно на пруду. Нахождение особенностей донного рельефа и классических «правильных» точек повышает вероятность того, что рыба будет именно там, но не гарантирует этого: когда правила не работают, на первый план выходят исключения.
Автор: Анастасия Афанасьева